Однако, в ряде стран представители авиационной промышленности всё чаще пользуются услугами медиаторов для урегулирования споров.
Конвенция Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации («Сингапурская конвенция о медиации», первоначально подписанная 7 августа 2019 года и в настоящее время насчитывающая 52 подписавших стороны) признала преимущества медиации перед арбитражным судом. Это сохранение бюджетов и времени сторон в урегулировании споров.
Сроки разрешения конфликтов: суд vs медиация
Ни один участник спора не любит нести значительные затраты и тратить время на разрешение спора. Судебные и арбитражные разбирательства обычно занимают больше времени, чем посредничество.Сингапурский международный арбитражный центр сообщил, что в период с 2013 по 2020 год средняя продолжительность арбитражных дел составляла 13,8 месяца. В то время, как большинство споров при медиации разрешается в течение двух или менее сессий в течение полного дня. Процедура медиации проводится нейтральным и независимым посредником, который помогает участникам спора найти взаимовыгодное решение спора. Игроки авиационной отрасли оценят принципы конфиденциальности и беспристрастности процедуры посредничества. Первый предотвращает любую негативную огласку, а второй облегчает дискуссии между участниками спора, которым не нужно опасаться, что все, что раскрыто в ходе медиации, будет использовано против них позже. Таким образом, медиация обеспечивает более быстрое разрешение авиационных споров при существенно меньших затратах и позволяет избежать нежелательной огласки.
В авиационной отрасли договаривающиеся стороны обычно заключают долгосрочные коммерческие соглашения, при этом некоторые контракты действуют десятилетиями. Например, Singapore Airlines недавно объявила, что она продлила ряд контрактов на авиационные услуги с наземным оператором SATS еще на пять лет, тогда как Allegheny Technologies Incorporated объявила, что она заключила несколько новых долгосрочных контрактов с GE Aviation. Все эти соглашения были достигнуты в результате медиации.
Медиация как способ сохранения отношений в конфликтных ситуациях
Еще одно явное преимущество медиации перед арбитражными разбирательствами – сохранение хороших рабочих отношений между сторонами, даже если возник спор. В авиационной отрасли этот фактор особенно важен, так как рынок узко сегментирован, что означает небольшое количество поставщиков товаров и услуг и сложность выбора контрагентов для совместной работы. В этом отношении медиация, которая сосредоточена на интересах сторон, а не на правах, является подходящим механизмом разрешения споров для авиационной отрасли. При посредничестве стороны в споре имеют право определять исход процедуры медиации по своему усмотрению, и, в отличие от судебных разбирательств и арбитража, это не приводит к явному «победителю» или «проигравшему». Это помогает избежать дальнейшего разрыва коммерческих отношений сторон.Опыт применения медиации в авиационной сфере зарубежных стран
Опрос 2019 года показал, что 84% участников с большей вероятностью будут использовать посредничество в трансграничных спорах, если будет введен единый глобальный механизм, аналогичный Нью-Йоркской конвенции, для обеспечения соблюдения международных соглашений об урегулировании при медиации.Сингапурская конвенция о медиации была введена специально для создания такой основы. По состоянию на 25 февраля 2020 года Фиджи и Сингапур сдали на хранение свои ратификационные грамоты к Сингапурской конвенции о посредничестве в Центральные учреждения Организации Объединенных Наций.
Медиация в авиационной отрасли также широко используется в Великобритании.
Так, например, два сертифицированных поставщика услуг медиации (Consumer DisputeResolution Ltd (которая продается как «Aviation ADR») и CEDR Services Limited (которая торгуется как CEDR) уже рассмотрели тысячи жалоб.
Aviation ADR, предоставляющий общедоступные данные, рассмотрел 10 580 жалоб за 2020 год, из которых подавляющее большинство (9097) касались жалобы в отношении Регламента ЕС 261/2004 о компенсации за отказ в посадке, отмену и длительные задержки. Из них только в 10 случаях авиакомпания-участник пыталась подать жалобу на более высокий уровень или не подчиняться решению в пользу пассажира.
Таким образом медиация в авиационной сфере на примере зарубежных коллег — это эффективный способ разрешения споров без длительной судебной тяжбы. Это гибкий и экономичный процесс, в котором участвует независимое лицо — медиатор, который назначается по соглашению между сторонами спора, чтобы помочь им достичь урегулирования, с которым они обе согласны.
Области урегулирования авиационных споров
Процесс медиации не наносит ущерба, это означает, что все, что говорит или предлагает одна сторона во время медиации, не может быть использовано другой стороной против нее в других контекстах, в том числе в любых будущих судебных разбирательствах.Типичные области урегулирования авиационных споров включают:
- Иски в аэропорту за телесные повреждения / материальную ответственность.
- Контрактные споры между производителями и поставщиками планера.
- Споры по техническому обслуживанию воздушных судов между владельцами воздушных судов и предприятиями технического обслуживания.
- Споры между совладельцами воздушных судов.
- Претензии и споры о покрытии между страховыми компаниями и их страхователями.
- Вопросы суброгации между страховыми компаниями.
- Договорные споры между арендодателем / арендатором в аэропорту.
Урегулирование споров при помощи медиации в России
В настоящее время в России существует ряд организаций, которые помогают крупному и среднему бизнесу быстро и комфортно решать конфликты при помощи медиации. Хорошую репутацию имеет Центр по внесудебному урегулированию споров при РАСПП (Русско-Азиатский Союз Промышленников и Предпринимателей). В том числе, в Центр при РАСПП можно обратиться для урегулирования споров в сфере авиационной промышленности.Автор статьи — Ирина Заика, юрист, медиатор.